МГТУ им.Н.Э.Баумана
эмблема ссылка на бауманский

кафедра "Философия" СГН-4

факультет «Социальные и гуманитарные науки» ФСГН
афинская школа

Лебедев Сергей Александрович


лебедев с.а.
     (28.06.40) - доктор философских наук (1991г.), профессор (1993 г.), заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (2004 г.). На кафедре философии МГТУ им. Н.Э. Баумана работает в должности профессора с 2013 г. Автор более пятидесяти монографий и учебников по различным разделам философского знания: общей философии, истории и философии науки, логике и методологии науки, концепциям современного естествознания, философской антропологии. В МГТУ читает курсы лекций по философии, истории и философии науки, методологии научного познания.
    1967 г. – закончил с отличием философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова ( диплом по кафедре логики). 1967- 1969 гг. – преподаватель кафедры философии МФТИ. 1969 – 1971гг. - аспирант философского факультета МГУ. 1971- 1991 гг. – преподаватель философского факультета МГУ.1991- 2000 гг. - заведующий кафедрой социологии, экономики и организации факультета государственного управления МГУ. 2000- 2006 гг. - заведующий кафедрой философии ИППК МГУ. 2006 – 2012 гг. – профессор кафедры философии ИППК.
     Основные результаты и публикации:
     1.Издана первая в России серия учебников для аспирантов по дисциплине «История и философия науки» (в соавторстве). М., Академический проект. 2004 -2011 гг.
     2. Изданы первые в России словарь и энциклопедия по философии науки. М., Академический проект. 2006 -2008 гг.
     3.Разработана концепция индукции как метода научного познания. Индукция как метод научного познания. М., 1980. Роль индукции в процессе функционирования современного научного знания//Вопросы философии.1980. № 6. Методология науки: проблема индукции. 2013.
     4.Разработана теория механизма взаимосвязи философии и науки. Философия и наука (в соавторстве). М., 1973. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания// Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1992. № 3. Взаимосвязь философии и науки: основные концепции//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1
     5. Создана концепция предмета и структуры современной философии науки. Предмет и структура современной философии науки//Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. № 1. Структура современной философии науки// Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 4. Философия науки: общие проблемы. М., 2012. Курс лекций по философии науки. М., 2014.
     6.Построена теория уровневой структуры научного знания. Структура научного знания//Философские науки. 2005. № 10, 11.Уровни научного знания// Вопросы философии. 2010. № 1. Структура науки//Вестник Московского университета. Серия 7 :Философия. 2010. № 3. Методология научного познания. М., 2015. The scientific knowledge and its structure//Вопросы философии и психологии. 2015. № 4 (6).
     7. Сформулированы основные положения новой, позитивно-диалектической парадигмы эпистемологии и философии науки. Структура и развитие научного знания: позитивно-диалектическая концепция. М., 2012. Основные положения позитивно-диалектической парадигмы эпистемологии и философии науки//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. №3.Позитивно-диалектическая парадигма эпистемологии и философии науки. М., 2014. Пересборка эпистемологического//Вопросы философии. 2015. № 6. The positive – dialectical epistemological program// European Journal of Philosophical Research. 2014. № 2(4).
     8.Реконструированы философские основания культурно-исторических типов науки. История науки: философско-методологический анализ (в соавторстве). М., 2011. Культурно-исторические типы науки и закономерности ее развития//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №3. Курс лекций по философии науки. М., 2014.
     9. Разработана концепция предмета и структуры современной методологии научного познания. Методы научного познания. М., 2014. Методология научного познания. М., 2015. The structure of the contemporary methodology of scientific cognition// European Researcher. 2015. № 1(90). Methodology of science and scientific knowledge levels//European Journal of Philosophical Research. 2014. № 1(1). Научный метод: единство и многообразие// Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 2.
     10. Обоснована необходимость включения в структуру современной философии науки нового раздела: праксиология науки. Наука Росси на пороге XXI века: проблемы организации и управления, М., 2000. Философия науки. Наука как инновационная деятельность (в соавторстве). Уфа. 2008. Философия научно-инновационной деятельности (в соавторстве). М., 2012. Праксиология науки// Вопросы философии. 2012. № 4. The issue of the contemporary science// European Journal of Philosophical Research. 2015. № 1(3).
     11.Построена теория метатеоретического уровня научного знания (его предмета, структуры и методов). Методы научного познания. М., 2014. Методология научного познания. М., 2015. Metatheoretical knowledge in science: its structure and functions//Journal of International Network Center for Fundamental and Applied Research. 2015. № 2(4). The general epistemological content of science// European Journal of Philosophical Research. 2016. № 1(5).
     12. Осуществлен критический анализ основных концепций динамики научного знания. Философские основания и эвристические возможности интерналистского и экстерналистского объяснения развития научного знания//Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1991. № 3. Курс лекций по философии науки. М.,2014. Основные модели развития научного знания//Вестник РАН. 2014. Т. 84. №6.
     13. Реконструировано содержание классической и неклассической эпистемологии. Эпистемология и философия науки: классическая и неклассическая (в соавторстве). М., 2014. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки//Вопросы философии. 2014. № 1. Философия научного познания: основные концепции. М.,2014.
    14.Разработана системная концепция научной рациональности. Философия науки: общие проблемы, М.. 2012. Философия науки. М.. 2015. Наука и научная рациональность//Известия Российской академии образования. 2015, №4.Методология научного познания. Курс лекций. М., 2016.
    15. Обоснован социальный характер субъекта научного познания и консенсуальная природа научной истины. Когнитивная социология науки: от критики особого гносеологического статуса науки к проблеме научного консенсуса// Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1998. № 4. Проблема истины в социально-гуманитарных науках: интервальный подход// Вопросы философии. 2005. № 10. Научная истина и ее критерии//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 4. Конвенционалистская философия науки //Вопросы философии. 2013. №5 . Конвенции и консенсус в контексте современной философии науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. №1. Проблема истины в науке// Человек. 2014. №4.
    16. Предложено решение проблемы «Детерминизм, индетерминизм и вероятность в современной науке». Детерминизм и вероятность в современной науке. В книге «Философия современного естествознания». М., 2004. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания (в соавторстве)// Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2005. № 6. Синергетика как парадигма нелинейности (в соавторстве)// Вопросы философии. 2002. № 12. Детерминизм, индетерминизм и вероятность. В книге « Концепции современного естествознания. М., 2015.
    17. Разработана концепция многомерной природы и сущности человека. Философская антропология. М., 2005. Человек многомерный//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 2. Онтология человека// Человек. 2010. №1. Философская антропология. Человек многомерный ( в соавторстве). М., 2010. Многомерный человек: онтология и методология исследования (в соавторстве). М.. 2010.
    Проф. Лебедев С.А. – действительный член ряда международных академий наук (Международной академии информатизации, Международной академии наук высшей школы, Международной педагогической академии). Имеет правительственные награды. Страница в Википедии - Лебедев Сергей Александрович